|
Предложение побывать в одном из лагерей в качестве участника проекта –
прочитать краткий курс по основам журналистики и PR – меня
заинтересовало. Тем более что опыт такой формы работы может оказаться
полезным и у нас, в Удмуртии, где с апреля этого года молодежь принимает
все более активное участие в протестном движении.
В Барнаульском аэропорту нас с Ильей Пономаревым, членом КПРФ и одним из
инициаторов создания Левого фронта, встретили представители алтайского
комсомола - здесь лагерь организован в сотрудничестве с краевой
организацией Союза коммунистической молодежи (СКМ) – молодежного крыла
КПРФ. До лагеря было еще около 600 км, и на «праворульной» «Тойоте» мы
выехали в республику Алтай. После того, как наш автомобиль пересек
границу Горного Алтая, окружающий пейзаж резко поменялся. Сопки и пока
еще небольшие горы сменили равнинную местность, на солнце блестели
горные речки, и вполне «самостоятельные» алтайские лошади паслись вдоль
дороги. Вот сзади остался чум алтайца-шамана, а справа промелькнули
ворота с закрепленным над входом черепом быка. На небольших рынках и
просто у дороги продавали медовуху (брага на меду) – отличная оказалась
вещь. Местные жители, как выяснилось, живут в основном обслуживанием
туристов.
Миновали Артыбаш (был такой, кстати, неплохой советский фильм – «Золото
Артыбаша», кажется, назывался - про большевистскую экспедицию за
золотом), асфальтовая дорога сменилась грунтовой, а еще через некоторое
время просто кончилась.. Мы были на берегу ледяного Телецкого озера.
«Второе по объему пресной воды в мире после Байкала», - сообщил ценную
информацию вышедший встречать нас похожий на Ленина человек в камуфляже.
Это был начальник лагеря Виктор Борисов. «Дальше километра два пойдем
черновой тайгой», - сказал Виктор, и мы пошли «черновой тайгой». Тропа,
раскисшая после вчерашнего дождя, то и дело спотыкалась о поваленное
дерево, спускалась к озеру и вновь поднималась круто вверх. «А
представьте, как народ тут вчера «умирал» с грузом!» - предложил нам
товарищ Борисов. Я представил. Выяснилось, что комсомольцы несли на себе
по тайге не только палатки, провизию и прочие необходимые вещи для жизни
более чем полсотни человек на неделю, но и электрогенератор. «Зачем
генератор-то?» – спросил я. «Фильмы смотреть», - был ответ.
Наконец, мы вышли к палаточному лагерю, разбитому на довольно большой
поляне на берегу озера. Тут же были несколько недостроенных деревянных
домов и действующая, слава богу, баня. Над лагерем развевался красный
флаг с эмблемой СКМ.
Распорядок в лагере царил жесткий, но без казарменных перегибов.
Зарядка, лекции и тренинги (идеология, организация массовых уличных
акций и др.), военно-спортивная подготовка - рукопашный бой, строевая
подготовка, стрельба из пневматических винтовок и пистолетов… Вечером –
фильм, дискотека и час свободного времени. Весь отряд (около 50-ти
человек) разбит на 4 отделения: три отделения учатся, одно – дежурит.
Контингент оказался более юным и несколько иным по социальному составу,
чем я ожидал, - в основном старшеклассники и молодые рабочие, и ни
одного студента. Выстроившиеся для знакомства со вновь прибывшими
инструкторами «курсанты» выглядели живописно – камуфляж, футболка с Че
Геварой или с символикой КПРФ, панковский гребень, косынка с серпом и
молотом, военный берет или кепарь, как у шпаны 60-х… Несмотря на
молодость, был среди «курсантов» народ, уже проверенный в борьбе.
Несколько совсем юных комсомолок, например, фактически возглавили
многотысячный стихийный февральский митинг в Барнауле, закончившийся
противостоянием с милицией и многочасовым перекрытием улицы.
Из приезжих инструкторов, кроме нас, были еще Андрей Демидов (Институт
«Коллективное действие», Москва) и «ветеран» питерских уличных акций
Гриша Попов («Федерация социалистической молодежи», Питер), прозванный
почему-то курсантами «Горынычем». За элементы рукопашного боя и
физическую подготовку отвечали первый секретарь Алтайского крайкома СКМ
Виталий Булдаков и секретарь Барнаульского горкома Саша Ткачев – с
татуированным кельтским крестом на плече и бритой головой, за которую в
комсомольской среде его зовут Котовским.
После обеда Илья Пономарев прочел рассевшимся на траве под маскировочной
сеткой курсантам лекцию об общественно-политической ситуации в стране, в
которой обозначил главную задачу Левого фронта: не дать превратить
назревающую в стране социальную революцию в «революцию оранжевую», при
которой одна олигархическая группировка просто сменит у власти другую.
Вечером была строевая подготовка. Значение ее Виктор Борисов объяснил
перед строем так: «Строй показывает, готов ли человек пожертвовать малым
личным ради большой общей задачи, или нет». Кроме того, важна
способность актива быстро составить организованную колонну в рамках
массовой уличной акции.
Тут же поучились кричать «кричалки». Парочка забредших сюда польских
туристов немало поразилась разносившимся над гладью Телецкого озера и
отбиваемым горным эхом дружным крикам: «Ленин – партия – комсомол»,
«Народ – Бог, президент – лох». Разговорившись с курсантами, поляки
поинтересовались: «Правда ли этот участок с домиками находится в частном
владении – такая красота, мол, должна принадлежать обществу».
«Капитализм», - философски отвечали им комсомольцы. Когда стемнело,
смотрели фильм «Молодая гвардия».
Следующие два дня выдались дождливыми. Туман, поднимавшийся от озера, то
холодным дыханием накатывал на наш лагерь, то сползал обратно к воде, а
потом снова лез вверх, цепляясь белым дымом за поросшие лесом горы
противоположного берега. Впрочем, он не помешал нам плодотворно
работать. За два дня мы провели ряд занятий и ролевых игр. Разбившись на
команды, народ учился грамотно составлять пресс-релизы, писать новостные
заметки и репортажи, разрабатывать дизайн плакатов, формулировать
лозунги и требования к властям и собственникам предприятий.
Наиболее бурно прошла ролевая игра по организации акций протеста. Первая
группа курсантов, получила задание - организовать сопротивление
трудового коллектива планам преднамеренного банкротства – для этого надо
было наладить контакт с прессой, сформулировать требования и т.д. Роль
прессы и «врагов народа» в лице владельца завода, главы городской
администрации и сотрудников правоохранительных структур с энтузиазмом
выполнял инструкторский состав. В принципе, несмотря на ряд проколов
(например, коллектив допустил участие в переговорном процессе лишь
одного человека со своей стороны - «продажного профсоюзного лидера»,
которому нами была поставлена задача «слить» в ходе переговоров основные
требования рабочих), эта команда успешно и дружно справилась с заданием.
Зато вторая группа, которой поставили задачу провести
несанкционированный митинг против закрытия школы, несмотря на
креативность своих задумок (в пресс-релизе они пригласили СМИ на акцию
«в защиту пьянства, проституции, и наркомании», к разгулу которых
приведет закрытие образовательного учреждения), после «ареста» своего
лидера оказалась полностью деморализована и допустила к общению с
прессой «пьяного провокатора», возмущавшегося тем, что ему не заплатили
якобы обещанных за участие в акции денег. Все плюсы и минусы действий
команд были подробно разобраны после окончания ролевой игры. Вечером
смотрели фильм «Всадник по имени Смерть» - про моральный крах тактики
индивидуального революционного террора.
На четвертый день вновь выглянуло солнце. Тысячи белокрылых бабочек
порхали над травой и гладью озера, кучковались на земле – видно, у них в
разгаре был брачный сезон. Стало даже жарко, и мы пару раз рискнули
окунуться в Телецком озере с его + 8 градусов по Цельсию. У берега здесь
растут цветы, очень похожие на наш удмуртский италмас, но только не
желтые, а ярко-оранжевые. Виктор Борисов прочел лекцию о
коммунистическом мировоззрении, осветив комсомольцам коренной вопрос
философии: «Что первично – сознание или бытие?» По его мнению выходило,
что «коммунист не может быть человеком верующим». На что, кажется,
молодой рабочий по кличке Хэнс коварно поинтересовался: «А как же
товарищ Зюганов?». Дискуссия на эту тему потом вышла за пределы
собственно занятия.
Андрей Демидов показал ребятам фильм про нелегкую борьбу американских
профсоюзов за повышение зарплаты - "Хлеб и Розы" Кена Лоуча - и на этом
примере сформулировал мысль, что, если социалисты хотят завоевать
доверие трудящихся, они не должны исходить из принципа «чем хуже для
людей, тем лучше для революции», а ежедневно бороться за улучшение их
положения.
Задуманную мною лекцию по неомарксизму пришлось в силу
неподготовленности аудитории (на «зимней школе» комсомольцы успели
изучить только «Манифест» и «Империализм как высшая стадия капитализма»)
заменить на «основы марксизма». А Илья Пономарев поставил в
дискуссионной форме вопрос: не является ли сейчас потенциально главным
революционным классом – «информационный класс», который сегодня так же
заинтересован в модернизации России, как был заинтересован в ней сто лет
назад пролетариат? За это оба мы схлопотали от алтайских товарищей упрек
в «оппортунизме» и дружеское обещание «разобраться» с нами в другой
обстановке. Но они не успели - уже этим вечером мы с Ильей выехали в
Барнаул, чтобы успеть на утренний самолет.
Андрей КОНОВАЛ
ИА «День», #27 (0728) / 7 июля 2005 г.
дополнительно к теме:
- статья "КОММУНИЗМ У ПОДНОЖИЯ ГОР"
вернуться на главную |